ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 1):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Значит, за предыдущие наши встречи мы с вами уже с разных сторон говорили о средствах, в принципе, музыкальной выразительности. Об этих средствах довольно тяжело говорить по одиночке. Сегодня только про ритм, завтра только про метр, послезавтра про слово, ну и так далее.

Потому что, безусловно, все это единый комплекс. И когда говоришь о каком-то отдельном технологическом моменте, отдельно взятом от всего оторванного, то это может быть не очень убедительно.

Наверное, придется говорить, упоминая в том числе опять некую метроритмику, некие гармонические особенности, но все-таки постараюсь сделать упор в данном случае на слово. И к слову добавим еще одну, это выразительность формы. То, что нам необходимо в нотах видеть, что я имею ввиду под выразительностью формы. Ну, это небольшое прочтение хотя бы фраз, самое поверхностное для начала, и точное понимание того, куда относится мотив, что важнее. Если фразы, мы уже немного говорили о мелодике, то вот что является началом мотива, а что концовкой мотива на самом деле, если приглядеться к нотам, то оказывается совершенно неоднозначно. Ну и на примере некоторых произведений, отдельно взятых, сегодня попробуем разобраться, поразмышлять на тему, как там необходимо строить выразительность, акцентируя внимание на слове и фразе.

И для начала, ведь вот в чём дело, почему эту тему я отдельно выделил. Дело в том, что вот этот пресловутый вопрос о том, что важнее музыка или слово, который всегда возникает, как правило, все говорят - слово. И дальше, вот что за этим пояснением следует, как правило, ничего не следует, просто слово главное. И всё заканчивается тем, что как-то музыка должна подчиниться, подчиниться беспрекословному слову, и опять-таки, что за этим понятием скрыто, тоже непонятно. Любое подчинение — это, как правило, неполнота высказывания. А если мы неполноценно высказываемся с точки зрения музыкальной, значит, мы как-то неполноценно хвалим, словословим, благодарим все, что написано в богослужебном тексте, воспроизводим.

Поэтому, я не буду противоречить тезису, что слово главное, я лишь попытаюсь вам предложить поразмышлять о разных принципах выражения словесного текста, собственно, через текстовые же технологии. Ну и хочу вам предложить сначала…

Первое произведение, о котором мы поговорим, это «Свете Тихий» Архангельского. Я вам сейчас чуть-чуть наиграю. Наверное, целиком не стоит, но хотя бы начало, чтобы послушали, если вдруг по нотам так не узнаёте.

Ну и пока на этом кусочке мы остановимся. Сразу хочу сказать по поводу темпа. Темп я сейчас предлагаю, собственно, не тот, который бы мне хотелось, а, скажем так, наиболее употребимый темп. Дело в том, что все технологии музыкальные, о которых мы с вами разговариваем, они, к слову сказать, косвенным образом являются и критерием, по которому можно будет выбирать темп, в том числе. Мы очень часто видим, что темп не указан вообще. Ну, например, собственно, вот как здесь, да? Мы с вами смотрим в ноты и видим, что у нас темп здесь вообще не указан никакой. Надо ли так, чтобы он был не указан? Или его тут забыли написать? Это бог его знает. И вот когда мы сталкиваемся с такой ситуацией, нам этот темп надо каким-то образом вычислять. Ну ладно, это отдельный разговор, сегодня не про темп, сегодня про слово. Итак, «Свете Тихий святыя славы». Первое, что мы должны сразу понять и какая у нас должна быть сразу проблема обозначиться, как только мы увидели эти ноты, это размер.

Он еще к слову не относится, но решать мы будем эти проблемы как раз в том числе из-за размера. Размер кратный 3. Я уже вскользь упоминал в теме о метрах, что все размеры кратные 3 это архиопасные размеры.

Особенно с учетом того, что наша музыка богослужебная. Чем они опасны? Они опасны вот этим вот. «Свете Тихий, святыя славы», ум-ца-ца, ум-ца-ца, да.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.

 

Богослужебный текст и музыка.

Технологии взаимодействия.