ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 2):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Здорово. Может, дальше не петь? Мне кажется, идея уже ясна. В принципе, мы еще ничего не добавили, мы просто поменяли метр. И сразу началось какое-то подобие некой фразы. А если мы с вами ее напишем на 8, к слову сказать, у нас еще не будет удара на «же». И получится так.

Музыка-то какая интересная становится сразу, понимаете? И фраза становится длинная-длинная. Это мы еще не добавляли ничего, ни ритм, ни гармонию, ни мелодию, ничего. Мы просто метр стали прочитывать так, как он написан.

И вот за счет метра можно многое сделать. Поэтому, конечно, вызывает большую скорбь попытки некоторых наших управляющих в хорах регентов, например, метр использовать в гласовом дирижировании. Это противоречит самой сути гласа, это очень важно. Ну давайте посмотрим разные варианты и предлагаю вашему вниманию еще одну херувимскую. Я думаю, тоже знакомую многим, может быть, у кого-то она даже любимая.

Херувимская Владимирская. Я вам сейчас сыграю ее. Если можно, я только чуть-чуть. Вот так все равно не хватает. Ну ладно. Видно, да? Послушайте.

Ну, я надеюсь, музыка знакомая. Что мы с вами здесь видим? Мы видим с вами, что никакого размера нам здесь не указано. Давайте попробуем понять, что имел здесь автор. Я имею в виду не Кастальский, который здесь ее перекладывал, а тот, кто набирал эти конкретные ноты. Что он тут имел в виду? Что нам может об этом подсказывать? Ну, самого размера, понятно, нет, но мы видим тактовые черточки есть.

Причем самое интересное, что эти тактовые черточки с завидной регулярностью стоят через каждые две четверти. Надо сказать, что если мы пролистаем полностью, всю целиком Херувимскую, мы не найдем здесь ни одного такта, в котором будет какое-то другое количество. Вот даже при необходимости удержать длинный звук, нам не раздувают такт, но переносят его через тактовую черту все равно. То есть определенно понятно, что здесь имелся в виду размер две четверти.

Значит, он там как бы есть, но не написан. Наверное, это как раз один из тот самых случаев, когда человек не нашел его, где он пишется. Но можно добавить его карандашиком, раз тактовые черточки есть, и мы должны из этого сделать вывод, что у нас музыка размерная, то есть есть сильные и слабые доли, а значит, она у нас должна петься так.

И ЖЕ ХЕ РУ ВИ Мы И ЖЕ ХЕ РУ ВИ… И так далее. Ну, я, конечно, преувеличиваю, то есть в музыке есть еще много, но это нельзя не учитывать. Потому что, если здесь доли стоят, то мы должны это учитывать. Дальше мы с этим можем что-то делать. Мы можем преодолевать эту двухдольность. Но, опять-таки, преодолевать эту двухдольность где и сколько?

Если мы ее преодолеваем на определенный какой-то период времени для того, чтобы наша фраза стала какая-то выразительная, там какой-то смысл появился, это одно. Но если мы с вами преодолевать будем эту двухдольность на протяжении всей Херувимской, а я так понимаю, что необходимость эту все чувствуют, в таком случае, получается, зачем тогда там это было тактовые черточки поставлены и зачем это было, понимаете? Противоречие получается. Ведь очевидно, что хочется петь...

Фразы длинные должны быть, это же очевидно. Как нам выяснить, что нам делать? Вообще, призываю вас всегда искать оригиналы. Ну, оригинал найти тяжело, я просто нашел другие ноты. Этой же Владимирской Херувимской. В другой тональности, правда.

Тут тактовых черточек нет вообще. Ну как вообще? Они есть вот здесь, в конце. То есть, как бы, отделяя первый стих нашего гимна-херувимской песни от второго. Дальше он будет здесь, тактовая черточка в конце второго. И будет, ну и так далее. Понятно, да, они разбиты по стихам.

Еще один вариант. А есть вот такой. Здесь мы видим тактовую черточку, вот здесь. А вот здесь, к слову сказать, обратите внимание, мы ее не видим. Это важно. Важно. В предыдущем варианте, обратите внимание, их специально удалили. Как человек, владеющий музыкальными программами, могу сказать, что это надо специально делать. Они здесь автоматически сами всегда стоят. Поэтому, чтобы их там не было, их удаляют специально.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.