ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 3):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Какая была мысль у редактора этого произведения? Он разделил по строфам. А вот у этого? А у этого, очевидно, прочитывается, что здесь он видит вот этот отрезок. А, нет, вот этот, да, целиком отрезок. Он видит как единую конструкцию, и поэтому удаляет здесь вот эту тактовую черточку. А эту он видит, видимо, как тоже отдельную конструкцию. Но так ли это?

Иже херувимы, иже херувимы. Может ли это являться отдельной конструкцией? Что мы сказали, какая мысль успела здесь прозвучать? И главное, дальше после тактовой черты начинается херувимы. Продолжение. Собственно, какой был смысл здесь вот эту тактовую черточку лепить? А ведь мы обязаны с вами прочитывать это все. Если она там стоит, мы ее должны петь, мы должны это отделить. Я не буду сейчас говорить о смыслах Херувимской, да, кому интересно, посмотрите, есть записанные лекции, там довольно долго об этом рассуждаю. Но, в принципе, я говорю вот только о технологиях, которых мы видим. И вот одна и та же Херувимская, кто знает, какая вам скачается, когда вы захотите эту Владимирскую спеть, залезете в гугл, наберете, и что вам из этого выпадет.

И, с одной стороны, вы должны на это обращать внимание, а с другой стороны, вот такая интересная идея. Ну, давайте еще посмотрим, что у нас есть. Что у нас есть в нашем багаже из этой же оперы. Ну, например, всем известная... Я думаю, музыка знакомая.

Четыре четверти стоит, ну и в общем-то все здесь на четыре четверти ложится. Но давайте пропоем, или точнее проговорим, я сейчас буду вам проговорю целиком, с выделением сильных долей, чтобы вы посмотрели, ведь у нас очень много в богослужебном вот этих вот разборах зависит от того, совпадает ли музыкальная сильная доля со словесным ударением. Для нас это очень важно, для многих это прямо краеугольный камень. Вот здесь мы смотрим, этот текст нам положили на эту музыку, поставили 4 четверти и там, соответственно, есть сильные доли. Посмотрим, все ли совпадет или, может быть, есть проблемы. Итак, «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитесь нам». Пока все окей.

«Благословен, если Господи». Вот нет ощущения, что уже может быть не очень понятно, что какая из них сильнее, «благосло» или «вен»? Какая сильная, а какая относительно сильная доля? Это ведь тоже в четырехдольном метре важно. Ну ладно. «…вен еси Господи Боже Отец наших. И хвально, и прославлено Имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, как уже уповахом, на Тя, благословен еси Господи». Ничего не смущает? «Господи, научи меня оправданием Твоим, благословен еси Владыко». Чувствуете, да? То есть у нас начинают первые доли пролетать мимо, оно сначала все неплохо началось, но потом мы начинаем понимать, что у нас раз, два, три, чем дальше, тем больше раскосец пошел. У нас начинают сильные слоги, слабые слоги попадать на сильные доли и начинается какая-то проблема.

Вот здесь четыре четверти. Оно нам надо или не надо? Опять вопрос открытый. И опять-таки первоисточник, мы как его здесь назовем? Киевский распев. Ну, что мы сделаем? Мы залезем и возьмем другое «Сподоби, Господи». О! И то же самое четыре четверти, но здесь композиторское творчество налицо. Человек оценил, что ему мало будет только четыре, и поэтому пишет разные метры. Четыре, пять, шесть.

Давайте споем, как здесь сказано. «Сподоби Господи вечер сей, без греха сохранитеся». Вот прям так, «без греха сохранитеся».

Ну то есть стоило заморачиваться вообще с размерами, да, вот там 5 писать, 4, чтобы написать в результате вот как бы так. Или так действительно человек хочет. Вряд ли. Наверное, все-таки он хотел без греха. Но как-то у него не получилось без запихнуть в предыдущий такт. Поэтому он как-то его запихнул в пятидольный, получилась какая-то все равно глупость. Глупость. Размер изменен, но глупость налицо. Глупость есть и дальше, я вам ее сейчас тоже поясню.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.