ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 4):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Вот этот такт шестидольный. На-ших. На-ших. Ну, вроде как, с точки зрения количества четвертей, тут две, тут три, тут четыре. В общем, все сложить, получается, их действительно шесть. Но! Но! Музыкант должен грамотно читать размеры. И давайте мы сейчас с вами обсудим, в чем разница между двумя размерами. Шесть четвертей и три вторых. В такте шесть четвертей мы видим 6 четвертей. А в такте, где 3 половинные, надо сказать, мы тоже видим четвертей ровно 6. В чем же тогда разница между двумя этими размерами? А разница принципиальная. Для тех, кто метры читает, она принципиальная. 6 четвертей группируются вот так вот: раз-два-три-четыре-пять-шесть, раз-два-три-четыре-пять-шесть, а три вторых группируются вот так: раз-два-три-четыре-пять-шесть, раз-два-три-четыре-пять-шесть.

Они и дирижироваться будут на основе разных схем. То есть, если их дирижировать в убыстренном темпе, то шестидольный метр дирижируется по двухдольной схеме 1-2-3-4-5-6, 1-2-3-4-5-6, 1-2-3-4-5-6, а три вторых 1-2, 1-2, 1-2, 1-2, 1-2, 1-2, 1-2 на основе трехдольного метра дирижируется. Понимаете разницу принципиальную? Ну а теперь давайте споем такт, как он здесь написан.

НА-ГА-ГА-ШИ-Х У нас получается 1, 2, 3, 4, 5, 6. Значит, вот это наша относительно сильная доля, а вот это сильная. НА-ГА-ГА-ШИ-Х ИХ-ВА Вот приблизительно так. НА-ГА-ГА-ШИ-Х Мы должны сделать, чтобы выполнить этот самый шестидольный метр. Но там написано НА-ГА-ГА-ШИ-Х 5, 6. Это же 3 вторых.

Это же три вторых! А мы шестидольный… Ну, давайте еще посмотрим, а точнее все варианты «Сподоби Господи», которые у нас бывают, есть. Вот еще один вариант. Такой. Это то же самое. Но только в сексту. Что здесь мы видим? Мы видим по фразам. Тактовые черточки стоят, ну точнее по коленам, по коленам. Вполне себе кажется разумный подход, на мой взгляд, на мой взгляд. Есть еще.

Сподоби, Господи, вечер, все без греха сохранитися нам… Видимо, исходили из того, что стих заканчивается вот здесь. Может быть такая мысль? Может быть. Если мы это прочитываем так, тогда хорошо. Ну, еще одну тему покажу вам на «милости мира». Все об этом же, все о метре. Киевский распев на Литургии Василия Великого. Ну, наверняка знаете ее, да? Она в разных гармонизациях.

Ой, господи... Ну, я думаю, музыка знакома. И вот она здесь на 4 четверти нам дана. Вот, кстати, то, о чем я вам говорил. Такт «поклоняйтеся Отцу» у нас написан в размере 3 вторых. Считаем, смотрим. Ложится? Ложится на 3 вторых, ложится. А где-то у меня тут есть то же самое место. Написано в размере 6 четвертей. А вот это тогда должно быть так. Вот опять, да? Соответственно, как мы говорили, 3 плюс 3. Здесь вот такая музыка имеется в виду. И понимаете, такт один и тот же. Вот она, неточность написана в метре. Неточность хотя тоже самое стоит размер 4 четверти но вот здесь вот 6 четверти и эта ошибка она ну она вообще много где бывает, а вот здесь вот грамотно написано все сразу хорошо получается. Ну не будем эту милость смотреть все пять вариантов, собственно если вы успели заметить те, которые я открывал там было тоже без размера она же записана. Она же была записана по строфам она была записана в размере, а в какой-то одной… Вот эта, по-моему. Вот эта, по-моему. Да. Ну, это просто смерть регента, я думаю, так надо назвать это произведение, потому что сначала четыре четверти, потом три вторых, потом семь четвертей, три вторых, четыре, три вторых, где-то 5… представляете это все та же музыка, а там 4, 7, 3, 2, и ведь если ответственно к этому подходить это же надо пойти в книжку заглянуть - 7 то это как это же там столько всяких разных сложных движений надо проделать…

А потом, если мы с вами посмотрим, там на самом деле все эти семидольные схемы не приводят к тому, чтобы в результате слог ударный совпал с сильной долей. И тогда вообще встает вопрос, а зачем все это надо было? Зачем я полдня сидела и учила схему на 7?

К чему я это всё говорю? К тому, что, с одной стороны, метр — это архивыразительная вещь, с другой стороны, на него обязательно надо обращать внимание, и на вот эту частоту сильных долей это очень важная подсказка нам, прежде всего, к построению музыкальной фразы. Но у нас с вами есть вот такая вот опасность. Теперь что касается опасности того, что они ставятся необдуманно, скажем так, по каким-то причинам.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 5, часть 6, часть 7.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.