ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 5):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Теперь, что касается ритма, выразительность ритма. Ну, кажется, в прошлый раз я уже упоминал вам самый простой способ, это Трисвятое болгарское, которое мы с вами поем «Святый Божий, святый». Оно написано «Святый Божий, святый». Если его петь так, как оно написано, оно становится искрящим, хвалебным. В общем, таким, каким задумано. А вот если петь на три, она становится таким тяжеловесным, вальсообразным и то, что не нужно. Это и есть ритм. Вот неправильное прочтение ритма, путание пунктирного и триольного ритма. Но даже не в сложных ритмах дело. Дело вот в чем. Выразительная музыка в богослужебном пении быть должна, но, если мы будем пользоваться только мелодической выразительностью, а она нам ближе и понятнее всего, сразу прочитываем фразу и сразу как-то понимаешь ее строение, она нам ближе всего, то, как правило, через мелодию выражается внешняя чувствительность, та самая, которая, как правило, в церкви и считается неуместной. Вот эта вот чувственность, да, скомпрометированный термин, который как раз вот отсюда.

Ну, например, откроем, знаете, наверное, «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» Чеснокова. Красивая такая музыка.

Ну, важно будет даже то, что дальше. Сейчас я только поменьше сделаю, чтобы мне хотя бы две строчки видно было. Вот так вот. Надеюсь, вам что-нибудь видно. От «покаяния» начинаю сразу.

Ну и так далее. Хочется её играть до конца. Музыка потрясающей красоты. И вот мы сразу, пока не анализируем «славу Отцу», это в теме о гармонии можно чуть-чуть упомянуть. Вот мы слышим мелодию: «Покаяния отверзи, ми двери, Жизнода….» Ну, слышите, да? Вот эти вершинки, которые совершенно очевидны. Ну, представьте, мы так запоем на службе?! «Покаяния отверзи, ми двери, Жизнода…»

Ну, там с тазиком не успеют бегать по всем, кто заплакал от такой красивой музыки. И, соответственно, это будет как раз то, что неуместно в храме. Вот она мелодическая выразительность. Здесь она не годится. Точнее, так.

Здесь она годится, но только если мы её полноценно оценим. А полноценно её оценить надо, в прошлый раз мы об этом упоминали, что мелодии же у нас есть во всех четырёх голосах. И если мы посмотрим с вами, проанализируем, то посмотрите, что у нас делают тут альты в это время. Поют уникальной красоты фразу на одной ноте, почти. И только вот здесь вот в конце уходят. И если мы с вами будем петь эту мелодию, с точки зрения главенствия партии альтов, она будет звучать так. Ну и потом они пойдут дальше.

То есть альт, когда выразительно будет петь вот эту вот почти сонную тянущуюся мелодию, как основную, как центральную мелодию, в таком случае сопрано может себе позволить петь выразительность, но эта выразительность будет сдержана за счет вот этой вот строгой и аскетичной альтовой мелодии. То есть это не педаль, это не «вы потише в угол, уйдите альты, сейчас вообще не должно быть, сейчас главная сопрано», а наоборот, «выйдите из угла, и только через вашу вот эту вот мелодию должно петься сопрано». Но это как пример, а я к ритмической выразительности хотел прийти. Так вот, мелодическая выразительность, она постоянно нас провоцирует на вот эту вот излишнюю чувствительность, на внешнее проявление чувств, а ритмическое — это всегда внутреннее, о внутреннем. В одной из лекций я упоминал высказывание митрополита Антония Сурожского, который говорил о том, что, по его мнению, Пасхальную заутреннюю надо ритмически исполнять. Вот так и говорит: «ритмически исполнять». Что это значит? Это значит, что чувство Пасхальной радости, переполняющей человека, он, как он представляет и нам подсказывает, нам надо выражать через ритм.

Через ритм, а как? Давайте откроем не Пасхальные, но Воскресные тропари по Непорочных. Вот оно. «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе мертвых вменишася, смертную же спаси крепость разоривша, с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша». Ну и так далее…

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 6, часть 7.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.