ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 6):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Значит, вот если мы посмотрим на мелодическую выразительность. «Благословен еси Господи, научи меня оправданием Твоим». Чувствуете? Да, я, конечно, преувеличиваю в разы то, что возможно. Ну, просто чтобы это было понятно. Если использовать мелодическую, только.

Только по партии Сопрано. Это будет только так. И вот это будет так всегда, и так все четыре страницы, которые впереди. А если ритмически, причем, обратите внимание, там в ритмах ничего особенного не было. Половинные и четверти, и все.

Но если... «Благословен, еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Если чувствовать этот ритм. Чувствуете, сам ритм красивый, без всякой мелодии.

А ведь мы часто перетягиваем, «благословен если, го» два три «споди». Нам так удобно петь, мы квадраты любим, нам все квадратное должно быть. А там написано «благословен еси», и вот так вот, опа, «го» два три «споди». И это вам не глас, где у нас условно длинные, условно короткие, да, написано, - это авторская обработка! Это авторская обработка, в которой написано... И вдруг вот эта несимметричность, рождающаяся, которая подчеркивает главенство ритма здесь.

И, по большому счёту, все тропари воскресные, они на этом. «Ангельский собор удивися, зря тебе мертвых вменишася». И вдруг он туда вставляет восьмые. Не для мелодии. Мы же, когда поём через мелодическую, мы их вообще не выделяем. «Зря тебе мертвых вменишь» Проезжаем непонятно, то ли мы со штрихом «мазато» спели, то ли... То ли восьмые спели. «Зря тебе, мертвых», «мень», «зря тебе, мертвых, вменишься». Если пропеть ритм, как написано. «Смертную же…» И к чему это потом приводит апофеоз? «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Поклонимся Отцу.» Там уже все голоса, если посмотреть, многоголосие огромное идет. Через ритм, понимаете? Через ритм все. То есть здесь вообще тут именно осознание того, что главенствует ритм.

Хотя ритм самый простой, не в смысле какой-то сложный квинтоли, квартоли, что-нибудь жутко залигованное, пунктиры. Нет. Просто восприятие этой музыки через ритм как главную технологическую выразительную особенность, а не мелодическую. И тогда эта музыка будет безусловно выразительной и безусловно уместной в рамках церковных канонов.

А вот если делать ее через мелодическую выразительность, это будет что-то такое, что, может, где-то на сцене ничего пройдет, но в церкви это будет выглядеть странно.

Давайте возьмем что-нибудь не такое торжественное, да, вот «Милость мира», например. Ну, опять же, знаменного распева есть такая вот у нас. Смысл сейчас будет тот же самый. «Милость мира», знаменного распева Матфея Мормыля.

Ну и вот этот кусочек. Сыграю «достойно и праведно есть» вот эти три строчки. Сейчас сыграю вам. Послушайте.

Вот, чтобы сразу понять разницу, вот эта часть. Понятно, что мелодия здесь идёт у низких голосов. Кстати, в этом тоже отличная находка. Не у верхних голоса мелодия идёт, а верхняя партия, наоборот, является сдерживающим фактором эмоций, исоном. Это здорово найдено. То есть как раз всё мелодическое убрано, мелодию куда-то в середину, в центр запихнули, чтобы она сильно выразительной не была. Но всё-таки мы её можем спеть так.

«Поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу.» И будет опять как бы выразительно. А можно почувствовать вот это вот. «Поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу.» Почувствовать, как это движение ритмически идет, ритмовыразительность.

И тогда будет ощущение вот этого внутреннего предстояния, внутреннего предстояния перед святостью, благодарения, то, которое сюда, в эту музыку включено. Но оно будет выражаться не вот это «поклонятися», вот это слезливое выражение. Это чувственность, которая неуместна в церкви. Вот когда «поклонятися Отцу и Сыну», и поэтому там тоже такая несимметричность – «Святому Духу.» Нам бы хотелось опять с точкой сделать, там нету этой точки. Уходят от квадратности. От квадратности. И много где, понимаете, ритмовыразительность. Это великая вещь. И очень часто именно в духовной музыке, в духовной музыке используются другие виды выразительности, помимо мелодической. Гармонический вид выразительности.

Ну, зря закрыл. На том же примере давайте посмотрим.

На том же примере «покаяния отверзи». Вот самое начало прям. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.»

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 7.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.