ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 7):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Если мы сразу и делаем выразительно, но выразительно с точки зрения мелодии, «слава Отцу и Сыну и Святому Духу.» Что-нибудь такое звучит у нас, да? Вот. А подчеркивается ведь вся Троица. Отмечаясь каждая ее ипостась — «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Это очень важно — отмечать каждую ипостась здесь. И можно петь «Слава Отцу, и Сыну, и Святому» — будет еще хуже, чем если не отмечать. А вот как делает это Чесноков. А Чесноков просто меняет гармонии в этот момент. «Слава Отцу» это гармония первая, «и Сыну» это гармония вторая, «и Святому» это гармония третья.

Причем обратите внимание, я сейчас это сыграю, вы послушайте, если мы к этой смене гармонии добавим еще нажимчик, ну как же, это же ударный слог, главный слог, то будет сразу сверхмеры и чувственность, вот так вот. «Слава Отцу и Сыну и Святому!» Это я вот это отмечаю главные слова с приседунчиками. А теперь послушаем, как у него.

И он просто делает... Вот разве эта гармония сама по себе, она не привлекает к себе внимание более того? И потом следующее. Прислушайтесь. Вы когда к чему-то прислушиваетесь, вас всегда, затаив дыхание, внимание, ну как бы, заостряется за счет того, что вы именно затаив дыхание слушаете. Так и здесь, когда мы хотим услышать эту гармонию... Её надо спеть тише, для того чтобы, во-первых, сам... Знаете, глухарь, птичка есть такая, да? Она ведь всё слышит обычно, но когда молчит. А когда поёт... - ничего не слышит. Вот мы тоже, когда поём, чем громче мы поём, тем хуже мы слышим то, что красота в музыке есть. Так вот, для того, чтобы нам осознать эту гармонию, нам бы её надо спеть потише. Что это значит? Мы, значит, уходим от мелодической выразительности и оставляем всё только гармонии. Сама гармония говорит за нас. «Слава Отцу и Сыну...» И ещё разочек.

Слышите, как просто за счет смены гармонии в нужных местах подчеркивается нам вот эта вещь.

Может быть, еще яснее это будет вот на этом примере. Наверное, последний. Что важнее из этих трех слов?» И молимся, Боже наш.» «Молимся», главное, «Боже», или «наш»? А ведь мы же с вами поем по 20 лет все. Мы же о чем-то поем. Дело в том, что рассматривать подобные вещи, подобные вещи надо именно конкретно по каждому автору и по каждому произведению. Это не значит, что если я сейчас вам скажу что-то, это правильно на все случаи жизни. Завтра на клиросе скажем, все, все не то, главное «наш». Вот. Но все-таки здесь, конкретно в этом произведении, давайте посмотрим, что происходит у нас.

У нас происходит на аккорд «наш», это опять-таки именно гармоническая выразительность. Музыка написанная в ми миноре и звучит «наш», это так называемый прерванный оборот. Прерванный оборот - это когда доминантсептаккорд вместо того, чтобы разрешиться в тонику, он попадает в так называемую шестую ступень тональности. Так вот эта шестая ступень тональности в миноре, она мажорная. И поэтому звучит так.

Слышите, как торжественно звучит это «наш»? Более того, оно здесь подчеркивается не только гармонией, но и мелодией. Но мелодией только не той, которую мы привыкли с вами петь, вот эту. Потому что она такая «Молим Ти ся Боже наш», пассивно нисходящая в конце.

Но мелодия вот эта, которая идет... «Молим Ти ся Боже наш!» Восходящая мелодия, которая приводит вот к этому потрясающему аккорду. И для того, чтобы не было сомнений у нас по поводу того, что действительно в этой фразе может быть, я не говорю, что у всех авторов, но что в данном произведении «наш» может быть действительно главным словом, давайте почитаем небольшой текст из митрополита Вениамина Федченкова. Его размышления о празднике Вознесения. Но очень уместно для нашего разбора. Я вам почитаю, буду показывать, где это. Вот отсюда.

«Вчера начали читать канон Вознесению… И вдруг мне послышалось некое «благоухание» чего-то нового… Точно где-то в стороне зазвонили…

Служим всенощную… Вышел я на литию… Немного сосредоточился на зрении Господа Вознесшегося… И вдруг стало ясно: НАШ Господь там! И это слово «наш» и осталось в душе…

В самом деле: вознесся Господь ведь не Божеством, а человечеством… НАШЕ естество вознес Он. Или: В НАШЕМ естестве вознесся… Он – с воплощения еще НАШ, и там у Отца ЗА НАС ХОДАТАЙСТВУЕТ… Не может не ходатайствовать… Мы Ему – свои… Он – наш…

Какая близость!.. И понятно: какие великие блага от этого должны проистекать для нас… НАШ Господь одесную Отца…»

Правда, уместно? Вот для конкретного этого места. А если вспомнить, что это кульминация Евхаристического канона, и главная тема Евхаристического канона — это есть благодарение, и  вот это осознание о том, что это наш Господь, подчеркивается игуменом Никифором в этой милости мира не за счет мелодии «Боже наш», но за счет мелодии баса «Молимся Боже наш». И вот он, этот до-мажор звучит, как кульминация всей Литургии.

Осознание того, что это наш Господь…

Вот такой подход можно найти, нужно находить в наших нотах, не использовать только мелодию, но смотреть везде. Но еще раз скажу, что наша с вами опасность. Вот с одной стороны, мы должны это анализировать, искать и так раскрывать смысл богослужебного текста, а с другой стороны, прежде чем этим заниматься, нам необходимо искать первоисточники для того, чтобы не заниматься анализом случайно написанных знаков.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.