ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 1):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Какими средствами музыку можно выражать. В прошлый раз мы поговорили о том, что она должна быть выразительной. Вроде как, я надеюсь, был убедителен для вас. А в этот раз, во-первых, кратенько о том, чем выражать и изображать. Не в смысле кратенько, а кратенько сегодня, потому что, по большому счету, все наши лекции по хороведению – это как раз основаны, формулируется все для того, чтобы мы учились с вами именно выражать музыку.

А чтобы так вот наглядненько понять, вот сразу с первого раза, я хочу вам показать маленький такой позитивный, замечательный видеоролик, чтобы была причина рассмотрения понятна сразу, а потом поговорим. Ролик, я думаю, многие видели. Ну посмотрите, всего полторы минутки. Замечательный, милый ролик.

Милый замечательный ролик не для того чтобы посмеяться но для того чтобы было понятно в целом. Да очень часто наши регенты приблизительно как вот этот молодой человек, который собственно, что делает? Просто ему нравится музыка, он смотрит, что делает большой дядя и изображает это как он понимает.

Так вот значит этот мальчик дирижирует ли он на самом деле хором? Конечно нет, это понятно. Хором дирижирует дяденька, который большой. Он заставляет хор петь и оркестр играть так, как считает нужным. То есть он своими жестами выражает какие-то определенные, какие-то движения делает, и ими выражает то, чего он на репетиции, видать, с ними договаривался. А вот маленький мальчик, собственно, ничего не выражает, но в принципе, дирижирует. Хотя, понятно, что он не везде меаленько местами там попадал. Ну, в принципе, вот там, где он попадал, можно под его руку было петь? Да запросто. Большого убрать, и вполне себе он там «Аллилуйя! Аллилуйя!» Ну что, тут трудно спеть это? Может. Так вот, все-таки, то, что делает этот маленький мальчик, наверное, дирижированием еще не является. Почему? Потому что это изображение. Выражение — это когда мы, поняв сами самостоятельно суть исполняемой музыки, то есть о чем она, потом посредством неких музыкальных технологий, соответственно, доносим до наших поющих, а поющие уже до слушающих. Так вот, самое главное и самая большая разница между тем, что мы изображаем и выражаем, заключается в мере показа.

То есть, если кто-нибудь когда-нибудь читал какие-нибудь книжки по дирижированию, например, там написано «Крещендо» — это больше амплитуда, «Диминуэндо» — потише, да, это меньше амплитуда надо делать и так далее. Но вот профессиональный дирижер, хороший музыкант, он будет делать не сильно больше, не сильно меньше, а ровно столько, сколько нужно. А мальчик, который изображает дирижирование, да, он будет показывать просто громко это вообще мах безудержный, да, а тихо это что-то такое. Но это будет не соответствовать той мере, которая необходима в звуке. В этом разница. Не только в этом, но во многом.

Ну вот, начав с этого позитивного ролика, давайте теперь поговорим. В прошлый раз мы касались больше мелодии, поэтому мелодическую выразительность мы оставим на потом, на самый последний предмет рассмотрения. А к сегодняшнему у нас предлагался еще метр, ритм и гармония, как возможные способы выражать что-то.

Дело в том, что мы с вами очень часто, как раз именно в клиросной нашей церковной практике, к метру, именно к метру, относимся просто крайне пренебрежительно или, точнее, вообще не относимся никак. Не читаем его, а ведь метр сам по себе это огромная выразительность. Когда мы его вводим, то мы сразу обозначаем некое пространство, в котором заканчивается равенство, равенство полноценных долей. И когда мы вводим метр, то мы сразу получаем сильные доли, слабые доли.

Значит, двухдольный метр. Сильная, слабая. Сильная, слабая. Сильная, слабая. И вот эту самую нашу Херувимскую, которую я напел. Четверть, четверть, четверть, восьмые, восьмые, четверть, да? Мы ее будем петь. Сейчас я буду сильно, сильно усиливать, чтобы было понятно. Она на два.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.

 

Метрические, ритмические, гармонические и мелодические

принципы выразительности в Богослужебном пении.