ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 1):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

А давайте по тому же Всенощному бдению Рахманинова, чтобы далеко не ходить, посмотрим чудеса, какие у него бывают. Ну, например, второй номер «Благослови душа моя Господа». Хочу отметить, что большинство песнопений Всенощного бдения Сергея Васильевича, я уже упоминал об этом, основаны на принятых церковных распевах, греческий распев, киевский распев, знаменный распев. Ноты, кстати, да, можно скачать.

Благослови душа моя Господа! И вот, как мы привыкли, что у нас располагаются голоса. Сопрано сверху, альт посерединке, там тенор, бас. В общем, тоже понятно как. А вот если мы полистаем, посмотрим нотки, что мы здесь можем чудесного найти. Те, кто занимается сольфеджио, знают, что мы иногда пишем штили в разные стороны. Ну, значит, есть чудеса сольфеджио, когда нам объясняют так, а есть вот такие вот, например, чудеса. Посмотрите, пожалуйста. Вот сюда. Внимательно. И посмотрите на штили. Я имею ввиду сейчас штили вниз. Это обозначающее, что поет альтовый голос. А штили вверх обозначают, что это поет первый альт. Штили вверх первый альт, штили вниз второй альт. И что мы видим? Нас просят перекрестить голоса. Перекрестить голоса. Нам говорят - второй альт, спойте, пожалуйста, выше, чем альт первый!

Вот какая красота! Понимаете, какая штука? То есть, у нас бы как сделали? И так видно в большинстве переложений, когда мы берем. У нас верхний  который - это тому, кто сверху поет, нижний это тому, кто снизу. А нам говорят, а местами поменяйтесь, пожалуйста. На это есть у него мелодические причины. Мы если посмотрим, мы увидим, что он здесь второму альту, видите, он сохраняет одну и ту же ноту ля.

Одну и ту же ноту ля сохраняет. А первому альту, то что со штилями вверх, он дает вот эту вот мелодию допеть. А верхний голос сохраняет одну ноту ля. Это ведь что такое? Это его исоны. И вы сейчас увидите, мы в другие номера пойдем, его исоны. Знаете, знаменный распев поют с исоном, да?

Я уже касался этого в мелодической выразительности. Для чего это делается? Для того, чтобы мелодия, потрясающе красивая, была.

И вот здесь он дает тому голосу, который уже и начинал петь мелодию, он говорит, продолжайте, пойте, а вторым альтом, который поет выше, он сдерживает вот эту вот эмоциональность этим самым исоном. Но он их перекрещивает, эти голоса. И что остается от задумки, когда мы их пишем, как обычно, а как правило в переложениях так и делают, мы оставляем верхний верхнему голосу, нижний нижнему. Тембры не учитываем. И уже только от этого, это уже не Сергей Васильевич Рахманинов, это уже нечто другое.

Шестопсалмие.

Опять-таки, малый знаменный распев. Слава Вышних Богу и на земли мир! Обратите внимание, первый раз проводится эта тема у альтов и у сопрано. Причем, обратите внимание, только вторых сопрано. А первым сопрано он говорит, подождите, не надо петь, с вами будет слишком светло.

Не надо. То есть у него не только разница между сопрано и альтом, а у него разница еще между двумя сопранами. Сопрано первые, сопрано вторые. И не просто там, потому что вы там потом в пятом такте должны куда-то вступить, вдруг не попадете, поэтому помолчите. Нет, ему нужны именно тембры, и он выбирает второе сопрано и альт. Ладно, дальше пошли. А третий раз вот такое вот чудо: всё та же тема, она идёт в унисон, это одно и то же, и он добавляет сюда первых теноров, которые поют не в октавой выше, а вот именно прям ту же самую ноту, ровно ту самую, что и женский хор. И потом к этому женскому хору добавляется...

Я не могу изобразить, иначе я испорчу всю эту музыку, потому что тенор у меня еще тот. Но вы представьте, в этой второй октаве для себя, в первой октаве, когда мужчины поют, это ведь... Они, собственно, почему пишутся... Замечали, да, что в нотах, когда тенора выделены на отдельную строчку, они пишутся октавы выше, чем поют? Ну, собственно, что далеко ходить? Вот вы сейчас сюда смотрите. Они в реальности написаны во второй октаве.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 2, часть 3.

 

Тембры голосов

в хоре.