Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.
Расшифровка текста (часть 3):
(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).
Я вам сейчас «Свете Тихий» исполню в округлом варианте то, как это звучит на клирасах. Скажите, это много я гласных разных сказал?
Это одна, та самая округлая. Как я говорю, когда-то учил немецкий язык, у них там есть умляут, так называемый, над словом. Есть о, над ним вот эти две точки поставили, они становятся ё. Вот это вот у нас умляут, вот это единственная гласная, на которую поет хор.
К пению это не имеет, ну, никакого отношения. Абсолютно. Мало того, что это за собой влечет огромное количество проблем, потому что вот такая «ёы», она строить вообще не может никогда, ни с чем и нигде. Это не будет ни мажоров, ни миноров, причем можно подходить сколько угодно.
Свее, свее, я попал, свее, я пою правильно. Но ты попал, сосед попал, все так попали, но вместе аккорда все равно не прозвучит, потому что это не звук. Это не интонация, это вообще бог знает что. А должны быть разные. Они не должны быть, конечно, свее-те-те, не. Но она должна быть свее-е-е, свее-е-е. Слышно, что это е? Что это не и, не у, не у, а это свее-е-е, свее-е-е.
А это И. Это одно и то же. А вот когда…. Слышите? А.
Не свы, не свы, никакие умляют, а святы. Что, плохо звучит? Как-то неприлично, не культурно, не церковно, еще как-то, да нормально звучит. Святы. Слышно и, не и.
Это вообще другое. Это вообще другое, это убивает сразу все. Поэтому мы будем с вами исходить из того, что... Дольше не буду говорить, так можно по каждой гласной. Я думаю, вот общий смысл, и так вот грубо, если, то вот в это все упирается. У нас все гласные, это одна гласная. Отсюда огромное количество проблем. Сегодня лучше про согласные поговорим. Хотя, про гласные, видимо, тоже придется упомянуть. Ну так вот, с двумя разобрались. Какая нас еще очень часто подстерегает проблема с буквой Т?
Никто обычно не задумывается, но очень часто, особенно когда мы начинаем с Т, например, «тебе поем, тебе благословим», у нас первое Т звучит с призвуком Ц. Будете дома, попробуйте.
«цебе поем, цебе благословим, цебе благодарим». Это я так сильно преувеличиваю, но если вы попробуете, вы действительно поймёте, что у вас нету, и вообще это сложно. Вот закончится беседа наша, вы попробуйте спеть ТЕ, ТЕ, ТЕ, чистую ТЕ.
И поймёте, что это какая-то проблема, на самом деле, «ц» постоянно чуть-чуть звучит, уцепляется в «с», «ц», свистящие, согласно которых там быть не должно. А когда они появляются, «све», в слоге «све» есть «с». Све-це-ци, све-це-ци. Чуть-чуть начнёт звенеть, получается вообще какая-то польская, вариант церковно-славянского языка. Значит, следить надо вот за этим. Но главное это вот про две «т», я надеюсь вы поняли.
Дальше. Свете тихий. Оба слога начинаются с сильного слога. А вот дальше интересно. Святые славы. Святые, да? Ударный слог. Ты. Святы. Как нам надо спеть? Опять-таки, напоминаю, не то что я возражаю против того, что слово правильное, я просто хочу вам... Что слово главное? Я хочу вам сказать, что музыкальные технологии, они другие, нежели речевые технологии.
И когда нам необходимо подчеркнуть какое-то слово, допустим, «святыя славы». Святые. Важное слово. Не будем сейчас говорить, какое из них важнее, но, безусловно, оно не должно быть съедено, а должно быть достойно сказано. Так в этом есть святые, значит, у нас ударный слог.
Как поверхностно, вот нам говорят, пойте выразительно слово. Допустим. И мы начинаем. «Свете тихий, святыя.» Вот мы выразительно поем слово. «Святыя славы». А давайте попытаемся дальше. Я вам чуть-чуть вот в такой логике словесной выразительности спою чуть дальше. А вы мне скажите, как это будет слушаться вот вообще так, на слух.
Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Богослужебный текст и музыка.
Технологии взаимодействия.