ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 5):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Вот здесь стоит пиано, два, собственно, по этим нотам поют часто, именно в этой редакции нот. Скажите, вот это «Святаго блаженного Иисусе Христе», это вообще относится куда, я имею в виду по смыслу слова, к тому, что будет дальше, или это продолжение мысли, которая была до этого? Ну, продолжение.

Продолжение. «Свете тихий, святые славы, Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного». И начинается вдруг как будто что-то сильно новое. А почему?

СВЯТАГО-БЛАЖЕННОГО. Пока один и тот же принцип вам рассказываю. Опять-таки, СВЯТАГО-БЛАЖЕННОГО ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Вот я вам выполнил все словесные ударения, а можно их еще ярче выполнить. СВЯТАГО-БЛАЖЕННОГО ИИСУ... Это будет совсем уже что-то за гранью, да? Но это я просто усиливаю всю ту логику подчеркивания слов с точки зрения обычных речевых принципов.

А если сделать то же самое, что мы уже не раз до этого делали, вот отсюда? Ца-не-бес-на-го. И вот этот слог сильно. Свя-та-го-блажен-на-го. Если его сделать, тогда слово свя-та-го звучит как? Свя-та-го-блажен-на-го. Совершенно не то. Понимаете, какая штука? Поэтому мы с вами когда говорили о метре, говорили о метре, говорили о том, что сильная доля является основополагающей в такте, но очень часто наша задача заниматься ее преодолением.

Не подчёркиванием, что у нас в каждом доле, в каждом такте есть сильная доля, а её преодолением. И преодолением за счёты разных музыкальных технологий, в том числе слова. Но иногда к слову потом добавляются простые вещи типа мажора. Всё у нас происходит в миноре, хотя не всё. Даже если мы вот здесь вот вслушаемся, вот в этот маленький кусочек, обратите внимание. Послушайте.

Еще раз сыграю. Послушайте начало минора, как звучит. Чуть громче сделаю. Вот в этом Си-мажоре в конце какое-то торжество звучит. А мы не замечаем его. Начинается минор. Лирический минор, светлый минор. «Свете тих..»

Там дальше будет про Славу Отца. Вот она здесь в мажоре звучит. Вот в этом. А мы не замечаем. Мы дальше стремимся. Опять в минор нас тянет туда. А вот заметить звучание этого мажора. Ну и потом этот мажор появляется в концовке этой вот этой как бы в общем целом минорной темы. Вот здесь на словах Иисусе Христе появляется мажор. Но, опять-таки, сейчас не о гармонии, не о гармонии, а о словах. Давайте разберемся со словом Иисусе. «Святаго блаженного Иисусе Христе». Чуть дальше пойдем, где будем сталкиваться, где это прям очень значимо. Я буду говорить о принципах соединения двух рядом стоящих гласных. Дело в том, что рядом стоящие гласные обязательно должны быть обе чистые.

Что это значит? «Слава Отцу» Мы как поем? Если медленно? «Слава Отцу… Слава Отцу» Вот так поем, да, обычно. А если это медленно? В замедленный запишите себе диктофон, и потом в 30 раз замедлите и услышите. «Слава Отцу» Это будет звучать вот так.

Вы ровно вот это проделываете, только быстро. «Слава Отцу и Сыну и Святому.» Это вот так, как правило, поется. Так вот, а вы обратите внимание, раз уж об этом договорили. Смотрите. «Слава Отцу, Слава Отцу, Слава Отцу или Слава Отцу.» А? Как звучит сразу по-другому. А мы ведь не задумываемся над тем, что «Слава и Ныне», этот стих, который очень часто в богослужении встречается и для нас уже какое-то привычно проходящее, а это вообще такой краткий символ веры.

Слава Отцу и Сыну, верую во единого Бога Отца и Сына, и Святаго и Духа Животворящего. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и пресно, и во веки веков. Аминь. Краткий символ веры. Совершенно славительный, торжественный, потрясающий стих. А у нас он проходящий такой. Мы его там постоянно вставляем в службу, читаем ли, поем ли. А если спеть так?

Слава Отцу и Сыну, ну и так далее, да, выговаривая. Так вот, эти две гласные должны быть разделены. Везде ли, всегда ли, и что мы будем делать с ними на словах Иисусе? Ну, во-первых, в слове, в имени Иисусе «и»-то все-таки должно быть две или одна.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.

 

Богослужебный текст и музыка.

Технологии взаимодействия.