Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.
Расшифровка текста (часть 7):
(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).
Дмитрий Степанович знал нашего брата-хоровика, поэтому говорит, ну не надо, не надо десять Р. Достаточно просто одной сказать. Кровию... Пугать здесь никого не надо, музыка совершенно не об этом. Но это так, лирическое отступление. Так вот, по поводу буковки Р, особенно в слове Христе, она еще и сочетается с неудобной буковкой Х.
Сусе, Христе, если мы попытаемся проделать все это, будет очень не здорово. Поэтому нам с вами надо учиться в том числе и петь согласные.
Говорят, что поём мы на гласных, но это неправду говорят. На самом деле, петь надо научиться на согласных. Особенно как раз в тех областях, где отдают предпочтение слову настолько уверенно. Но к слову Христе мы ещё вернёмся. Сейчас, где это более очевидно, вам покажу. Сейчас давайте перенесёмся вот на этот кусочек. «Видевши свет вечерний и далее». Наиграю, послушайте.
Продолжаем разбирать. Видевше свет... Видевше свет... Что важнее, ше или свет? Ше или свет? Свет, конечно. Конечно, свет. А зачем на слоге ше нам пишут две восьмые?
Вот была четверть, вот была четверть. Что, не мог сюда четверть написать? Ну было бы проще. Видевше свет. Не мог так написать? А он пишет, видевше свет. Почему он так пишет? Неужели ему свет не важен? Важен.
Но именно потому, что он важен, он так и пишет. Если спеть просто четвертями «видевше свет», по свету будет удар. А вообще все, что говорится важное, сокровенное, обратите внимание, говорится тихо. Ругаются только по телевизору, на центральных каналах, на политические темы. Там никто друг друга не слышит, они приходят и орут сразу все вместе. А вот когда надо сказать что-то такое, чтобы услышали, это говорится очень тихо.
Так вот, две восьмые. Видевше... после того, как они пропелись. А их надо пропеть, вам написали две восьмые. Это и есть ритмическая выразительность. Были четверть, и вдруг мы задвигались восьмыми. Для чего? Для того, чтобы качественного их исполнив, вы это слово «свет» сказали особым образом. Я бы это так выразил. Не громче, не тише, но особо. Чтобы у вас хватило времени на осознание особости этого слова, а не просто как сапогом в лужу наступили, видевше свет, видевше свет.
И оно сразу по-другому звучит. То самое слово свет, которое вам важно. Вам важно и нам важно. Но только выражаем мы его по-разному. Предлагается нам чаще ударом, а я предлагаю наоборот. То, что важно сказать по-другому. Более того, в этих восьмых используют ту же самую технологию двух согласных. Видевше свет...
Обратите внимание, буковка С произносится все еще на предыдущий.
Потому что если ее произнести на ноте До, уже как она написана, и С, и В, будет удар. А вот если так, то можно спеть мягко. И обратите внимание, буковка В... Вы слышите, поет? Она певческая.
Я могу на ней долго тянуть, ничуть не меньше, чем А, О, У и прочие гласные. А поэтому можем спеть. Видевше свет. Дело в том, что принцип пения, в подавляющем большинстве случаев, принцип пения гласных после согласных, заключается в том, что гласная не должна быть громче, чем согласная. Я сейчас немножко отвлекусь от свете тихий. Потом, может быть, вернёмся, посмотрим. Да, может быть, уже не вернёмся. На другой принцип перейдём. Что это значит? Допустим, это хорошо можно... Ну, и вот в этом свет вечерний... Надо бы проговорить, ну ладно. Вот оно, например, «ныне отпущаеши» Кастальский. Тоже наиграю самое начало.
Знакомая музыка? Поёт кто-нибудь такую? Нет? Совершенно потрясающе! Ну нет, кто не поёт, рекомендую. И вот здесь стоит у нас пиано. Что такое пиано? Как петь это пиано? Непонятно. А вот чтобы вычислить, как это петь, смотрите, две разницы. Как мы обычно начинаем?
Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 8, часть 9.
Богослужебный текст и музыка.
Технологии взаимодействия.