ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (продолжение, часть 3):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

 

Допустим, вот этот бас. Ну и так будет еще три страницы. Ничего не выражает.

Ничего не выражает. Просто нашли некую одну закономерность гармонизации, и на этом все закончилось. И все. И знаменный распев здесь просто погибнет. Точнее, он уже погиб. Он погиб еще тогда, когда была предпринята его попытка разукрасить. Он не требовал разукрашивания, но его вот таким образом вот просто ликвидировали. И на мой взгляд, вот в таком случае он здесь, как бы это ни странно было,

Слава в вышних Богу и на земли мир! Если это будут петь несколько человек качественно, он будет более многоголосным, нежели когда мы вот этот вот третий вариант, да, вот этот вот, который будем его петь вот так вот в терцию, там сопрано, аль, тенор, бас, все на местах, все отлично, но это многоголосно звучать не будет.

Когда же у нас многоголосие является многоголосием? Возьмем вот эту вот херувимскую песь, тоже наверняка ее все знаете. И кратенько, вот даже дальше рассказывать не буду, посмотрим вот этот вот маленький кусочек, просто чтобы понять, что многоголосие это всегда и только, когда голоса равнозначны.

Не когда у нас верхняя сопрано, а все остальные там что-то подмяукивают каждую на своем месте, а это когда голоса равнозначны и каждый выражает свое. Давайте разберем вот эту вот фразу верхнюю. Первый голос поет. Вот такая музыкальная мысль. Является ли она здесь главной?

Вопрос спорный, у многих является однозначно. Ну, потому что лучше всех прослушивается. А давайте послушаем, ну, например, партию баса. Что, некрасивая разве? Да, отличная партия, ничем не хуже. А какая из них важнее, это еще интересный момент.

Более того, давайте посмотрим партию альта. Это вообще потрясающе. Педаль называется. Оказывается, ее тоже можно спеть красиво. Теперь давайте подумаем, например, а вот все-таки какая из них важнее?

Вот давайте сопрано. Представим, я сейчас сыграю все, а спою сопрано. Спел ее, ну, как бы красиво, я думаю, слышно было. Нажимчик погромче, там все как полагается в музыке. Вот я ее спел выразительно.

Надеюсь, почти красиво. Значит, уместно ли вот эта красота в церкви? Трудно, да, сказать? Трудно сказать. Ну, будем дальше размышлять. Вот можно так спеть, то есть с точки зрения верхнего голоса. А теперь давайте попробуем с точки зрения альта. Вот главный альт, тот, который на одной ноте. Ноты не показываю, да, одна нота. Будет так звучать.

Иже Херувимы. Не стало ли звучать строже? Та же херувимская начала звучать строже. А теперь я баса спою.

Не добавилось ли здесь света в эту херувимскую благодаря этому басу? Голоса у нас заговорили друг с другом.

Это не просто мы под одну партию сопрано всё подстраиваем. Более того, у меня есть отдельная лекция в разделе обучения церковному пению, посвящённая этой Херувимской, поэтому сейчас не буду тратить время на её повторы. Вы увидите, что если разбираться, там в каждом голосе ещё и по-разному динамика устроена. Каждый голос по-разному развивается. Здесь у этого крещендо, а у другого деминуэндо - всё по-разному происходит. И голоса заговорили, вот оно, настоящее многоголосие начинается. А мы всё оцениваем с точки зрения верхнего голоса.

Вот если с точки зрения верхнего все остальные не интересны, это не многоголосие будет. Таким образом, подводя итог, что такое одноголосие и многоголосие? Одноголосие можно говорить только о том, что называть одноголосием церковную музыку только с тех позиций, что мы поем одну партию, в унисон, вот с этих позиций одноголосие. Однако наше одноголосие ни в коем случае не должно быть одноголосным, а должно быть многоголосным. Многоголосно и о разном, и каждый о своем на одной мелодии должен петь. А то, что мы с вами разнопартийность видим, да, когда у каждого свою партию, это многоголосие может являться только тогда, когда каждый из голосов самодостаточен и равнозначен всем остальным. Если же у нас с вами один голос ведущий, а все остальные подвывающие, то сколько бы этих голосов не было, я думаю, что в полной мере назвать сие многоголосие мы не можем, это будет разнопартийность и не более того.

 

Перейти к другим частям разшифровки текста лекции: часть 1, часть 2.

Эмоциональность, одноголосность и многоголосность, 

"соборность" в богослужебном пении.