Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.
Расшифровка текста (часть 1):
(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).
Сначала хочу пояснить само название вот этого краткого курса «Базовое хороведение» на клиросе. Конечно, надо понимать, что на самом деле речь пойдет как раз не о каких-то базовых знаниях в том смысле, что очень простых и примитивных, после которых следует какое-то профессиональное освоение, а речь как раз пойдет о тех знаниях и о тех размышлениях, которые должны, на мой взгляд, быть внутри каждого из нас, на которых должна строиться база дальнейшего развития каждого человека, который принимает решение служить на клиросе, заниматься регенско-певческим искусством.
Итак, эмоциональность в богослужении. Нужна ли? Допустима ли? В какой мере? Что с этим делать вообще в принципе?
Дело в том, что если мы почитаем богослужебные тексты, почитаем, как их описывают святые отцы, о литургии, о всенощном бдении, все эти гимны, то мы увидим огромную эмоциональную составляющую в каждом богослужебном тексте. И эта эмоциональная палитра очень богатая. Это славословие, хваление, покаяние, умилостивление.
Очень много разных эмоциональных составляющих заложено именно в самом богослужебном тексте.
Далее смотрим. У нас музыка. Музыка, положенная на богослужебный текст.
Таким образом, мы получаем с вами выражение богослужебного текста через музыкальную составляющую. Музыка любая, абсолютно на одной струне, сыгранной или симфоническим оркестром, или спетая в хоре, она эмоциональна. Таким образом, получается, что богослужебный текст – это эмоциональный текст, который выражается через эмоциональную саму материю музыки. И такое соединение вне эмоциональном быть не может в принципе, из этого нужно исходить при обучении церковному пению.
Давайте теперь посмотрим, как ее попытаться выражать в одноголосии, в многоголосии.
И вообще, что такое одноголосие и многоголосие? Как показывает практика, это тоже вопрос, который совсем не очевиден. Ну, мы как думаем, одноголосие — это когда в один голос поют, правильно? Ну, вроде правильно. А многоголосие — это когда не в один голос поют, правильно? Ну, тоже вроде как правильно. И на этом наше размышление заканчивается. Что тут еще обсуждать? Но это не совсем так.
Дело в том, что наше одноголосие, ну или то, что мы часто под ним, например, в церкви понимаем, это так называемое знаменное пение, допустим, о нем чуть-чуть поговорим. Знаменное пение, оно не предполагает пение в одиночку. Не предполагает!
А раз это не предполагает пение в одиночку, то является ли это одноголосием, скажем так, в философском смысле слова? Знаменное пение — это когда много людей поют в унисон. И вот здесь, получается, в одной мелодии рождается в реальности-то - это многоголосие.
И чем больше голосов участвует в пении, тем больше и соборнее будет звучать этот звук. Поя еще только один голос, мы можем вот эту самую соборность в звуке услышать. И ее не будет никогда, когда знаменное пение будет исполняться просто одним человеком. Ее быть не может. Когда поет один человек, будет слышно свое я.
Когда их много, будет слышна соборность та самая, и пение одноголосное в этом случае нельзя назвать одноголосным. То есть одноголосный он просто с точки зрения, что мы поем одну партию. Однопартийность. Я бы это тогда так назвал. Но никак не одноголосие.
Вот сейчас мы с вами посмотрим, я на экране вам покажу, как раз это самое великое словословие, написанное в один голос. Значит, слава Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
И так далее. Знаменный распев. А вот как спеть эту мелодию выразительно? Можно так. Слава Вышних Богу и на земли мир. Ну, в музыкальных школах, на курсах церковного пения, многие учились, да, вершинки там, да, бантики и все остальное. Все это проходили. Уместно ли это будет здесь? Вряд ли. Наверное, надо искать это в какой-то другой области.
И вот немного рассуждений об этой другой области в церковно-певческом искусстве. Сейчас идет время возвращения к знаменному распеву, как мне кажется, и, наверное, это здорово. Как же его правильно петь? Этот вопрос многих волнует, многие ищут на него ответ.
Прямого ответа, я думаю, вам вряд ли кто-нибудь даст. Есть поиски в этом направлении, и то, что эти поиски есть, это хорошо, это развивает церковно-певческое искусство в целом. Один из размышлизмов на этот счет я вам предложу. Я думаю, что правильный подход к пению знаменного распева надо искать не в том, как петь, а в том, как научиться слышать знаменный распев.
Вот, я думаю, в этой области находится решение проблем. Потому что, когда мы находимся в поисках, как его пели, например, попытки аутентичного воспроизведения, то есть по каким-то прямых записях, все равно нету.
Есть какие-то записи, какие-то объяснения, обсуждения, ну что-то такое, текстовые документы, да, какие-то, по которым мы можем пытаться это сделать. И мы, основываясь на этих текстовых документах, можем попытаться представить, как оно тогда пелось. Но будет ли это актуально для нас сейчас?
То же самое, мне кажется, в музей приходишь, когда смотришь, вот тогда это носили, в этом ездили, да, и так далее, и так далее, но все равно оно неприменимо к современной жизни. Поэтому, если даже мы здесь докопаемся с вами, допустим, найдем какие-то свидетельства и будем точно понимать, что раньше пели тогда, тогда-то так, то нужно ли нам сегодня здесь петь так?
Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 2, часть 3.
Эмоциональность, одноголосность и многоголосность,
"соборность" в богослужебном пении.