ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 10):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

И когда их становится один голос, второй голос, третий голос, все занимаются этой микродинамикой в создании интонации, а ведь вот эти, когда мы с вами начали и уехали, куда-то понижаем, повышаем, это все звучит тогда, когда мы поем музыкальную неправду.

А когда мы поем правду, это значит, что мы говорим правильные музыкальные интонации, выражающие богослужебные смыслы. Так вот, когда мы с вами говорим правду, эта правда рождается с помощью музыкальных технологий, в том числе микродинамики. И для того, чтобы эта интонация состоялась чисто, нам необходимо вот эти подготовки делать грамотно.

И когда одна, вторая, третья, четвертая партия проделали, вы понимаете, что в целом это неизбежно, когда наше качество пьяна, уже макро-качество пьяна, оно в конце концов перерастет. Когда мы плавно ходили, то был один голос, чуть-чуть прибавить для создания второй, но все это было в рамках пияно.

А здесь этого все больше, больше, больше. Один, второй, третий голос. И в результате мы преодолели это макро-пияно и вышли в динамической кульминации. На единственную динамическую кульминацию, так называемую, которая, к слову сказать, не является смысловой кульминацией, но именно динамической, то есть самым громким местом данной части.

Мы сюда вышли. Из-за чего вышли? Из-за того, что наши голоса стали ходить вот отсюда, вот на такие вот расстояния вниз, здесь, на такие вот расстояния заходил альт, вот туда залезла у нас сопрано, все начали широко гулять, тенор у нас тут скачет туда-сюда. И вот из-за этих интонаций рождается это.

Теперь последнее заключительное о разнице между динамической и смысловой. «В вечной Славе Твоей царствовати», «сподоби нас со святыми твоими, в вечной Славе Твоей царствовати». Кульминация смысловая находится вот здесь. Как бы это ни странно выглядело. Дело в том, что как говорят у любой литературной пьесы, театральной пьесы, любой книги, хорошая книга считается тогда, когда ты ее закрыл и задумался.

И театральная пьеса такая. Это не когда после последнего занавеса хочется сразу быстрее за пальто бежать, а то очередь будет большая, а когда хочется посидеть подумать и книгу прочитать, ну и так далее. Я думаю, мысль понятна. Так вот, здесь, когда... Вы сняли?

И тут до вас доходит все то, что вы сказали. Вот это и есть кульминация. Не там, где мы кричали громче всего, а именно здесь. В том месте, где мы уже вернулись обратно к пиано. А это обязывает. Мы там поорали. А у нас, как правило, обратите внимание на любые пьесы, где есть Крещендо и Диминуэндо. Как мы делаем? Мы, когда формируем Крещендо, мы следим за качеством.

Но как только мы дошли до верхней точки, самой громкой, дальше мы уже допеваем спустя рукава, не контролируя качество. И вот это именно и обязывает понимание того, что здесь мы поорали, это была так называемая динамическая кульминация, а главное будет после там, после последнего аккорда. И это нас обязывает все остальное допеть до самого последнего звука. И более того, как вы спели последний звук. Последний звук. Вот так что ли? Или как? Можно сделать диминуэндо такое. Блаженное.

А можно попытаться услышать, как этот звук тает, рождая то самое ощущение многоточия.

И как этот звук будет гаснуть, и сколько он будет гаснуть, может почувствовать только несколько человек, которые соборно, сослужат в данный конкретный момент, здесь и сейчас, на богослужении. И надо понимать, что эта динамика, вот мы увидели просто пиано…

Это крайне сложная вещь. На самом деле, если мы в микроскоп как... Знаете, да? В детстве все, наверное, на биологии какой-нибудь лук там разглядывали. Под микроскопом, да? В советской школе. Вот. Когда смотришь, так лук и лук, а в микроскоп смотришь, там бегает что-то. Вот. Так и здесь. Если разглядеть пьяно в микроскоп, оказывается, там вообще не пиано. Там целая жизнь. Приближаешь, там целая жизнь происходит. Крещендо, диминуэндо, туда-сюда….

Создание звуков, рождение интонации и прочее-прочее. И вот когда это там действительно происходит, то вы, отдаляясь потом от этого микроскопа и находясь просто в храме, слушая подобное пение, оно для вас живое и правдивое.

А когда всего это там нет, это скучное и время замещающее пение. Такой шумовой эффект, который сопровождает церковные обряды. Вот и все. И не несет за собой никаких смыслов. Поэтому призываю вас заниматься в первую очередь не вокалом, а созданием хоровой интонации. Вот таким маленьким голосом…

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.

 

Дыхание и звук - контроль качества. Соединение звуков. Хоровая интонация.

Микродинамика, как основа основ.