ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 2):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Итак у нас …

Эта музыка, если мы вздыхаем четвертью, она и начинает восприниматься движение четвертями. А если вздохнуть, например, восьмой. И Херувимская начинает восприниматься так.

Если так сильно преувеличивать. То есть, когда мы вдохнули раз, мы начинаем слышать восьмыми. Сами же воспринимать начинаем восьмыми. И вот эта музыка, которая только что была какая-то весьма тягостная, становится…

Она становится живой, подвижной, быстрой. Это не медленная музыка стала. А вопрос только в дыхании. Это первое. Второе. Мы поем начало пьесы как некую вершину уже. У нас некая кульминация. А ведь это...

Это только рождение музыки. Это только рождение какой-то мысли, которая должна родиться, прожить целую жизнь и потом куда-то уйти. Вот такие вопросы это в целом о дыхании, о тех принципах, которых надо задумываться. Ну а сейчас я вам хочу так немножко перейти дальше на конкретный пример и предложить посмотреть... Я уже пару раз пел, но сегодня чуть подробнее. Это вторая часть концерта Бортненского. «Тебе Бога хвалим.» Первая часть торжественная, третья часть торжественная, быстрая. А вот про вторую часть редко говорят. Там указан темп Adagio. Это любопытный темп.

И сегодня нам пригодится имя такого Иоганна Кванца. Это немецкий флейтист, теоретик музыки, композитор, который в середине 18 века рассуждал в своих трактатах, в том числе и о темпах adagio.

Adagio - медленный темп. Вот он, что имеется в виду. Сейчас в партитуре, в котором будем смотреть, будет написано то же самое. То есть концерт Бортнянского состоит из трех частей. И вот вторая часть медленная, первая и третья быстрые, а вторая часть медленная. Медленный темп Adagio. И вот он здесь пишет.

«Обычно неискушенным любителям музыки адажио доставляет наименьшее удовольствие. И даже среди профессиональных музыкантов встречаются те, кто по причине недостатка необходимого чувства и понимания радуются, когда адажио подходит к концу». Вот оно, это слово «адажио». «Тебе убо просим». Ну и для начала я вам предложу тогда послушать, соответственно, её, чтобы вы общее представление имели, а дальше мы на этот счёт немножко поговорим.

Совершенно монументальная часть, которая, собственно, является кульминацией всего этого, несмотря на то, что она, собственно, самая тихая, но она самая главная, она самая значимая, и она, по большому счету, выражает весь концерт. Вот именно она выражает. То есть, по большому счету, как вы спели концерт, зависит не от того, как вы спели первую или третью кричащие быстрые части, а именно вот эту.

Ну, для начала простенькое вам покажу по поводу макродинамики и её неоднозначности. То, что я вам обещал. Итак, вот мы видим, допустим, поём эту конкретную часть. Мы видим с вами пиано. Что это для нас значит? Надо начать петь тихо. Правильно? Правильно. Дальше мы видим, нам надо петь потише. Правильно? А потом ещё потише. И потом ещё потише.

Значит, после пиано три раза потише. Это мы к чему придем? Правильно. К пиано. Видите, как нелогично. Должно же было уже там быть два пиано, три пиано, восемь пиано. Вот. После этого пиано мы поем еще потише, еще потише и приходим к пиано. Потом без всякого крещендо мы вдруг как жахнем, форте. Ну и потом потише, потише и так далее. Вот такая интересная нюансировка. Ее ведь целиком никто не разглядывает сразу. Мы просто смотрим пиано и начинаем петь потише. Потом мы видим диминуэндо. Я вам сейчас скажу, что мы делаем обычно к диминуэндо в комплекте сразу. У нас мы только комплектами мыслим. У нас в комплекте диминуэндо сразу прилагается крещендо. Ну, например, так.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.

 

Дыхание и звук - контроль качества. Соединение звуков. Хоровая интонация.

Микродинамика, как основа основ.