ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 3):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Где это? Вот здесь вот. Вот эта вот часть. Поет сопрано. И у нас от нотки ми написано здесь диминуэндо. Мы делаем...

А вот мы делаем крещендо, которого, к слову сказать, здесь нет. Итак, каждый раз, когда нам... Здесь написано диминуэндо, а все поют вот так.Опять-таки, вот эти вот вещи мы постоянно дополняем, а ведь их там нет.

А я хочу обратить внимание, если спеть «помози рабом» рождается как раз то, что там неуместно. Мы потом говорим «Бортнянский съездил в Италию, понабрался там неизвестно чего».

Он вообще ничего этого не набрался, а зато чего он там понабрался, давайте разберемся, чего понабрался он там, когда туда съездил, в Италию, как раз в том числе у этого самого Кванца. Дело в том, что этот самый теоретик немецкий, который в своих трактатах сформулировал в том числе и понятие темпа Адажио, он родился полувеком раньше, чем Бортнянский.

И, собственно, этот термин в том понимании, в котором мы сейчас воспринимаем адажио, он уже формировался в XIX веке позднее, когда он просто стал значить «медленно». Просто медленно. Вот такое скучно – медленно. Причем медленно – это не очень понятно, что это такое. На сколько медленно.

Медленно это как? Это как выразить? Поэтому это не очень понятно. А ведь раньше, и сейчас многие темпы, они выражают не только сам темп, но и характер. Раньше просто таких темпов было больше.

Он как раз творил в XIX веке, я имею в виду сами концерты.

А то, что это стало просто медленно, это как раз вот после этого стало. А чего же это было до этого, как раз когда он туда съездил и заразился этой самой итальянщиной, которую мы его тут ругаем. А до этого у нас adagio значилось помимо того, что спокойно и медленно, эти значения так и были, но было еще одно, значило «с нежностью». Вот так вот, adagio значило «с нежностью».

Какая интересная! А мы на каких словах это поем? Там сначала «Тебе Бога хвалим, Тебе, Господа, исповедуем» — это первая часть. А вторая часть — «Тебе, убо, просим» — обращение к Спасителю — «помози рабом Твоим, их же Честною Кровью искупил еси, сподоби со святыми Твоими в вечной Славе Твоей царствовати».

Вот на этих словах он ставит темп, который называется adagio. И, безусловно, имеет в виду здесь не темп медленно просто, а именно в том числе и его характеристику по характеру. Чем это еще можно доказать? Совершенно уникальным обозначением. По-моему, я уже упоминал в рамках темы, но давайте еще раз посмотрю, потому что такое вы вряд ли где-то еще встретите.

Когда он пишет adagio, это медленный темп, и пишет вот такой вот размер, который называется alla breve. Ну, что такое размер alla breve, надеюсь, многие знают, для тех, кто не знают, поясню. Значит, он создан для подвижных темпов. Когда мы поем «Святый Боже, Святый Крепкий» и воспринимаем его на четыре, это очень неудобно.

Для того, чтобы воспринимать это удобнее, «Святый Боже, Святый Крепкий», мы начинаем воспринимать его другими длительностями. Это принципиальный вопрос. Вот смотрите, вернемся к той же Херувимской, с которой начали, да? И-ги-ги-ги-же. Это я воспринимаю ее четвертями…

Я ее же воспринимаю половинками.

Что нам, несчастным людям, мешает эту музыку петь по-человечески? Нам мешает скука, нам скучно. Мы как увидим вот это, вот это вот.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.

 

Дыхание и звук - контроль качества. Соединение звуков. Хоровая интонация.

Микродинамика, как основа основ.