ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 4):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

Тебе целую ноту надо что-то делать, а что с ней делать, в общем-то, не очень понятно. На ней надо скучать, спать, и поэтому мы сразу попоём это значительно быстрее. Но всё в истории складывалось значительно интереснее. Дело в том, что для нас сейчас целая нота — это самая длинная нота, которая вообще только бывает.

В принципе. А когда-нибудь кто-нибудь задумывался о вот этом понятии «Алля брева»? Ведь его многие слышали. А что оно значит «Алля брева»? Про что это? Ну и никто не знает. Хотя знают, что четыре четверти – это буков «с», а «закорючка» – это вот это мало знакомое и совсем непонятное слово «Алля брев».

А если в этом разобраться, так называемые истоки идут из средневековой так называемой мензуральной нотации, когда эта самая наша целая, а называлась она ранее семибревис, являлась лишь половиной ноты бревис. Есть такая нота, тоже как целая, только с двумя черточками туда-сюда. У нас сейчас так читок рисуют, видели когда-нибудь?

Написано как читок, там написаны слова, и вот это с двух сторон такие линии, да-да-да. Но вообще это бревис. И она имеет свою длину в два раза длиннее, чем целую. Для нас целая, вот я вам сейчас говорю, целая, это какая нота? Длинная, короткая? Длинная. Самая длинная. Вот. Чтоб вы знали…

В переводе brevis с латыни — brevis — это тот звук, который в два раза длиннее, чем целый, да? Переводится как «краткий». Это та, которая в два раза длиннее. А semibrevis — еще и полукраткая. Это вообще что-то такое...

Там есть еще, потом и ниже идут, потом есть еще минимум, там семиминимум, фуза-семифуза. Они есть еще медленнее, ну просто чтобы вы понимали, да, как мировоззрение сразу начинает меняться. У нас целая, это что-то, это длинное, скучное. Вот восьмыми, когда двигается, это нам хорошо. А вот это, а да, а там brevis – это краткая.

А если там два «бревиса», это будет тогда «лонга». А две «лонги» – это «максима». Понимаете, там оказывается огромное количество длительности, которые были больше, чем эта целая. И получается, целая – это краткая, оно не воспринималось тогда. Тогда не воспринималось как звук длинный, скучный. А что такое а-ля бреве? А-ля бреве, а-ля бревис? Нам говорят, воспринимайте ее как короткую, как подвижную.

Понимаете, какая штука? Вот такие чудеса предлагают. Пишут-пишут темп Адажио. Адажио. И при этом ставят а-ля-брево, то есть для подвижных темпов созданную конструкцию. Если изучить вот эту историю, то рождается восприятие, как мы должны. С одной стороны, мы должны петь медленно и в этом медленном пении, в этом медленно-нежном пении. А это как раз то состояние, в котором человек, который только что хвалил и словословил, вдруг преклоняется и говорит, «Тебе убо просим, помози рабом Твоим».

Это как раз требует времени на осознание, а возможно ли это время, если мы эту вторую часть пролетаем в два раза быстрее, чем она написана. А вот когда мы поем «тебе» вот за это время, мы как раз и приходим в то состояние, которое и должно быть под этот непосредственно богослужебный текст. И нам это чудо здесь дарят этим темпом, а мы это не замечаем.

Но это так, маленькая историческая справка о пении. Хочу сказать еще маленькое пояснение по поводу Адажио. Дело в том, что, знаете, есть такое явление, метроном, да?

Тикающая штучка, сильно раздражающая, когда включаешь, сразу понимаешь, что ты всю жизнь прожил неритмично. Хотя был уверен в обратном, но метроном - это бездушная вещь, которая никогда не обманывает, не льстит.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.

 

Дыхание и звук - контроль качества. Соединение звуков. Хоровая интонация.

Микродинамика, как основа основ.