ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ (до 30 августа) на курсы (очные/дистанционные): "регентский", "подготовительно-певческий", "сольфеджио", "искусство интонируемого смысла на клиросе", "искусство дирижирования на клиросе", "возглашаем в тоне" (для духовенства) - с началом обучения в сентябре 2024 года.

Подробнее о курсах здесь (нажмите); форма заявки здесь; оплата здесь.

Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.

РЕГЕНТСКИЕ И ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ

КОЛОБАНОВА АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Больше лекций на этой страничке нашего сайта.

 

Приятного и поучительного просмотра:

Расшифровка текста (часть 7):

(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).

 

И тогда партия баса получается... Причем обратите внимание, я пою интонацию ре-ля, при этом я делаю крещендо на ре, но я не пою громко ноту саму ля. То есть я обозначаю направление движения, и в этом разница между микродинамикой и макродинамикой.

Если я делаю так, вот я сделал крещендо, и я таки его в конце концов озвучил. Я вышел за рамки пиано, таким образом надо нарисовать вилочку и поставить форте. Сделал от пиано к форте.

Дальше давайте посмотрим. Вот наш тенор пел. Было пияно, напоминаю вам. Потом было еще диминуэндо, и вот наш тенор поет «Помози рабом Твоим»... И вдруг он начинает петь на квинту выше.

Ну, для того, чтобы вам представить это, вам женские голоса, спойте это все октавы и выше. То есть это ля первые октавы, а потом вам надо запеть, соответственно, ми первые октавы. Понимаете, что это все-таки существенная разница, в середине первой октавы петь, да, или уже ближе к середине второй октавы петь. Значит, очевидно, что там тенор должен запеть громче. С точки зрения физиологии.

А нам не разрешают петь громче, нам здесь форте не ставят, нам наоборот, продолжают говорить, что здесь надо петь тише. За счет чего, а тенор, еще раз напоминаю, взлетает на квинту наверх. А если вы вспомните ваших теноров, если таковые имеются на клиросе, у нас вообще на клиросе тенора, они выше до плохо поют первой октавы. Они почему-то называются тенорами, но они так вот это вот... до, господи помилуй, когда ре, это уже совсем, но если они видят ми, им просто плохо становится. На самом деле тенора это те, которые повыше, конечно, должны петь, но я зато об реальной реальности говорю, которая есть. И вот этот наш клиростный тенор видит ми.

Он наберется смелости. Более того, сердобольный регент скажет, что сейчас у Васи соло, а там действительно у Васи соло, потому что это главная тема. Вася наберется смелости и как вдарит, и будет очень красиво, но потом в храме скажут, что Бортнянского больше не петь. Этот научился итальянщине и испортил нам все пение.

Однако Бортнянский ничего подобного не делал. Он не пишет вот здесь тенору форте. Он его действительно возносит выше всех, так что с точки зрения тембров сейчас тенор будет звучать выше, чем все остальные голоса, в том числе выше сопрано, благодаря своей тембровой краске. Но только как это выражено? С точки зрения физиологии ему петь выше, а значит надо орать громче, а с точки зрения Бортнянского орать громче ему запрещено.

Значит, ему надо петь тише. А как же его тогда расслышать, если ему надо петь тише? И все очень просто. И здесь мы подходим к принципиальной вещи. Дело в том, что у нас, когда что-то важное какой-то голос хочет сказать, мы очень часто в партитуре это разглядываем. Но реализуем плохо. Мы говорим, вот этому важному пой погромче. А принцип должен быть абсолютно другой, то есть противоположный. Тот, кто поет соло, должен петь так, как он пел до этого, ничуть не громче, а вот все остальные должны сбавить. И петь себя, свою партию, относительно этой главной партии. И вот если тот, который поет другую партию, поет так, что слышит относительно соло свое соотношение, его контролирует, тогда будет тот необходимый нюанс, который нужен.

Но вы тогда должны понимать, что этот нюанс, вот здесь пела сопрано, а теперь здесь она пела сопрано, здесь она вместе с альтом пела мелодическую линию, а теперь она должна петь свою партию по отношению к теноровой, то есть тише, чем теноровой. Не тенор громче, а сопрано тише.

А сопрано тише. А это значит, что опять-таки у нас пияно обретает новую характеристику. У нас было какое-то пияно там, потом пияно, когда мы поем с альтом соло, теперь пияно по отношению к теноровому соло. Это все разные пияно.

 

Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 8, часть 9, часть 10.

 

Дыхание и звук - контроль качества. Соединение звуков. Хоровая интонация.

Микродинамика, как основа основ.