Regentzagod.ru - наш единственный сайт, исторический - regentzagod.com - закрыт.
Расшифровка текста (часть 1):
(Расшифровка выполнена атоматическим способом, возможна некоторая некоррекность в расшифрованном тексте, оригинальный контекст в видео лекции).
Надо в хоровом пении вообще в принципе отказаться от дыхания, когда мы говорим о связи, где оно не подразумевается вообще хоровое, между звуками, между любыми. Мы очень часто говорим, что перед тактовыми чёрточками там не надо дышать и так далее, и так далее. Вот надо запомнить, что вообще не надо дышать перед нотой.
Я объясню, почему. Соображение очень простое. Дело в том, что - что такое интонация? Интонация – это просто связь двух звуков. Один со вторым. Вот и все. И вопрос в качестве этого соединения. Соответственно, на нашей интонации, из которых формируется наша пьеса, и рождается выражение богослужебного в данном случае, или вообще любого, в принципе, текста. То есть с помощью интонации. А интонация – это связь двух звуков.
Таким образом, если вы берете дыхание перед любым звуком, это значит, вы разрываете одну интонацию. Значит, соответственно, ровно столько, сколько вы, конкретно вы, взяли дыхание перед нотами, ровно столько интонаций вы разорвали.
Ваш сосед и иже с ними, сколько их, тоже взяли определенное количество раз дыхания перед нотами и разорвали еще сколько-то интонации. Это все потери по смыслу. После этого нет смысла особо удивляться, почему у нас пьеса не прозвучала. Ну, когда вы все ресурсы выразительные растранжирили на собственное дыхание, то удивляться смысла нет. То есть не в смысле обновления дыхания, а именно в смысле разрыва интонации.
Ведь когда мы с вами поем что-нибудь, «милость мира», и здесь позволяем себе дышать, это что значит? Это значит очень просто - наше сознание фразу «милость мира и жертву хваления» вообще по смыслу не соединяет. Вы попробуйте сказать какую-нибудь фразу, там выйдя утром – «доброе утро мам папа» скажите так «доброе утро мама-папа». Ну это же невозможно сказать, понимаете? Вы когда говорите что-то со смыслом, ваш организм не позволит вам взять дыхание посредине его. Если вам на клиросе эта мысль в голову не приходит, если она у вас получается, это значит, что вы просто по смыслу ничего не соединяете. Вы поете совершенно другими руководствами с принципами. А значит, мы поем ни о чем со всеми вытекающими. В общем, такого быть не должно.
Если же вы пытаетесь это по смыслу, «милость мира, жертву хваления», вы не можете там взять дыхание, в принципе вам не позволит ваш собственный аппарат. И если вдруг, если вдруг так произошло вы, «милость мира», и чувствуете, что вам все, кирдык, кислород закончился, то вы сделаете «жертву», вы внутри ноты перехватите дыхание и таки договорите мысль до конца.
Вот об этих перехватах дыхания идёт речь, когда мы перехватываем внутри звука. При этом вообще в принципе вопрос заметности или незаметности дыхания уходит на второй этап. Почему? Потому что это дыхание, оно находится в логике текста, в логике смысла текста.
Дыхание, которое мы берем вне логики текста, оно мешает восприятию, а то, которое в логике текста, оно даже если слышно, оно абсолютно не мешает. Поэтому, если речь идет о дыхании, то надо просто забыть о дыхании перед нотами и дышать исключительно внутри звуков. Это принципиально важно.
Важно именно для созидания интонации. Когда необходимо вообще, в принципе, задумываться о том, что надо дыхание подновить? Интересный вопрос, правда? Дело вот в чем. В том, что надо обновлять кислород в легких не тогда, когда дурно стало, а когда качество вашего звука, который вы издаете, перестало соответствовать тому, который должен быть. Это значит, что когда вы поете, вы понимаете, что качество звука должно быть такое-то, и контролируете его. И вот как только вы почувствовали, что качество звука, которое вы издаете, перестало соответствовать нужному, вы тут же обновляете дыхание.
Согласитесь, работа, которую вряд ли подавляющее большинство из нас и всех нас окружающих на клиросах вообще ведет. То есть это значит настолько непрерывное внимание к звуку, ежесекундное. То есть это постоянное внимание к собственному звуку. Это значит понимание, каким он должен быть и как мы его реально воспроизводим.
Продолжение расшифровки текста лекции здесь: часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
Дыхание и звук - контроль качества. Соединение звуков. Хоровая интонация.
Микродинамика, как основа основ.